РП ДООП Лоскутное шитье

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 215 «Созвездие»
(МАОУ СОШ № 215 «Созвездие»)
ул. Чемпионов, д.11, г. Екатеринбург, 620103
ОГРН 1196658083676 ИНН/КПП 6679130071/667901001
ПРИНЯТО:
Протокол заседания
Педагогического совета
МАОУ СОШ № 215 №1 от 30.08.2023

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МАОУ СОШ №215
______________И.В. Гумбатова
Приказ №01.01-02/266 от 30.08.2023

Рабочая программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Лоскутное шитье»
для детей 10-13 лет
направленность: художественная
срок реализации: 1 год
Составитель: Сомова Елена Владимировна, педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2023

1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Лоскутное шитье» (далее – Программа) для 4-6
классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
(Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009г. N 373 (ред. от 31.12.2015г.).
Программа имеет художественную направленность, т. к направлена на воспитание художественного вкуса, развитие творческой инициативы,
самостоятельности, приобретения навыков и опыта при создании творческого дизайн-проекта и его презентации. Программа поддерживает и дополняет
учебную программу, осваиваемую детьми в учреждении общего образования и нацелена на формирование практических знаний и навыков в
технологии изготовления цветов из различных материалов.
Режим занятий: три занятия в день, один раз в неделю.
Объем: 102 часов.
Срок освоения: 34 учебные недели.
Форма обучения: индивидуально-групповая.
Уровень: базовый.
Виды занятий: лекции, практические занятия, мастер-классы, презентации.
1.2. Цели и задачи
Приобщение подрастающего поколения к ценностям национальной и мировой культуры, создание условий для самореализации, самовыражения
личности, понимания стиля, а также ее профессионального самоопределения. Программа призвана формировать нравственно-личностные качества
человека новой культуры, развивать эстетический вкус, раскрывать творческий потенциал каждого ученика, создавать условия для самореализации,
активной передовой жизненной позиции, формировать навыки декорирования предметов быта.
Задачи программы
Образовательные:
 Формировать знания, умения и навыки в современном искусстве и декорирования предметов быта. Научить непосредственно, творчески
мыслить и выражать свои замыслы в декорировании предметов быта.
 Обучать классическим приёмам работы с материалами, современным технологиям в области декорирования предметов быта (графика,
смешанная техника, стилизация, аппликация, коллаж, пошив).
2

 Обучать практическим навыкам, помогающим ученику раскрыть и развить свои творческие способности, а также способствовать раннему
профессиональному самоопределению подростков.
Воспитательные:
 Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру, стремление к поиску новых форм и декоративных средств выражения образа.
 Воспитывать стремление к самообразованию.
 Воспитывать внутреннюю личностную культуру. Создавать условия для самоорганизации личности.
 Воспитывать активную жизненную позицию.
 Воспитывать чувство красоты, стремление ко всему новому.
Развивающие:
 Развивать мотивацию школьников к познанию и творчеству;
 Развивать познавательные и эмоционально-волевые процессы;
 Развивать художественные, творческие, эстетические и организационно-коммуникативные способности у обучающихся.
1.3. Содержание программы с указанием форм организации и основных видов деятельности
1. Вводное занятие (3 часа)
Цели и задачи обучения. Содержание программы кружка. Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы и личной гигиены.
Организация рабочего места. История лоскутного шитья. Пэчворк, квилт. Традиционное лоскутное шитьё в России. Объекты труда: лоскутные
картины, прихватки, другие предметы домашнего обихода. Инструменты и материалы. Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного
шитья. Материалы: подбор и подготовка, декатировка, крахмаление. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Шаблоны и трафареты:
способы изготовления и использования.
2. Цвет. Цветовые сочетания (6 часов)
Цветовой круг. Основные, дополнительные. Тёплые, холодные. Контрастные, родственные цвета. Гармоничное сочетание цветов. Объекты труда:
лоскутные изделия, ткани разных цветов. Шаблоны.
Практические работы
Раскрой лоскутков. Изготовление шаблона. Раскрой лоскутных деталей.
3. Техника «квадрат». Изготовление изделия в технике «квадрат» (9 часов).
Раскрой лоскутных деталей. Технология пошива.
3

Практические работы
Выполнение узора «шахматка» двумя способами: соединение квадратов, соединение полосок. Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажнотепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
4. Орнамент. Виды орнаментов. (9 часов).
Основные понятия об орнаменте, композиции. Раппорт, симметрия. Законы и правила орнаментальной композиции. Объекты труда: традиционные
лоскутные орнаменты. Техника «треугольник». Требования к качеству готовых изделий.
Практические работы
Изготовление изделия в технике «треугольник». Раскрой лоскутных деталей. Выполнение узора «квадрат в квадрате». Соединение с прокладкой,
обработка изделия. Влажно-тепловая обработка.
5. Техника «полоска». Изготовление изделия в технике «полоска». (9 часов).
Раскрой полосок. Технология пошива. Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, коврик, панно или др. Рисунок «диагональная полоска»,
«паркет», «ананас».
Практические работы
Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка.
6. Изготовление традиционного узора «колодец». Изготовление изделия в технике «колодец» (9 часов).
Раскрой полосок. Технология пошива.
Практические работы
Выполнение узора. Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
7. Узоры, собираемые по спирали. Свободная техника. Изготовление изделия со спиральным узором (9 часов).
Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива.
Практические работы
Пошив узора в свободной технике. Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка.
8. Изготовление изделия в технике «Уголки» (9 часов).
4

Подбор и раскрой лоскутков. Способы складывания уголков в зависимости от толщины ткани.
Практические работы
Пришивание уголков. Оформление изделия..
9. Техника «ромбы» Изготовление изделия в технике «Ромбы» (9 часов).
Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива.
Практические работы
Изготовление изделия с узором «звезда», или «кубик». Влажно – тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
10. Аппликация. Способы выполнения. Выполнение аппликации (9 часов).
Использование аппликации в лоскутной технике. Технология выполнения аппликации.
Практические работы
Подбор лоскутов. Выполнение аппликации. Влажно – тепловая обработка.
11. Выполнение стёжки. Ручная стёжка. Машинная стёжка (9 часов).
Ручная стёжка. Технология выполнения. Машинная стёжка
Практические работы
Выполнение ручной и машинной стёжек на одном из сшитых изделий. Объекты труда: панно, лоскутная картина или др. Приёмы получения разных
фактур. Получение фактуры при помощи стёжки, создание рельефа, использование накладных элементов
12. Изготовление творческого изделия (12 часов).
Практические работы
Выбор рисунка и материалов. Изготовление блоков лоскутных узоров. Сборка изделия. Окончательная отделка.

5

1.4. Календарно-тематическое планирование
Наименование раздела
Вводное занятие

Цвет. Цветовые сочетания
3. Техника «квадрат».
Изготовление изделия в технике
«квадрат»
4. Орнамент. Виды орнаментов

5. Техника «полоска».
Изготовление изделия в технике
«полоска»

Наименование темы
Цели и задачи обучения. Содержание программы кружка. Правила поведения в мастерской.
Правила безопасной работы и личной гигиены. Организация рабочего места. История
лоскутного шитья. Пэчворк, квилт. Традиционное лоскутное шитьё в России. Объекты труда:
лоскутные картины, прихватки, другие предметы домашнего обихода. Инструменты и
материалы.
Оборудование,
инструменты
и
приспособления
для
лоскутного
шитья. Материалы: подбор и подготовка, декатировка, крахмаление. Организация рабочего
места. Правила безопасной работы. Шаблоны и трафареты: способы изготовления и
использования.
Цветовой круг. Основные, дополнительные. Тёплые, холодные. Контрастные, родственные
цвета. Гармоничное сочетание цветов. Объекты труда: лоскутные изделия, ткани разных
цветов. Шаблоны.
Раскрой лоскутных деталей. Технология пошива.
Выполнение узора «шахматка» двумя способами: соединение квадратов, соединение полосок.
Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к
качеству готовых изделий.
Основные понятия об орнаменте, композиции. Раппорт, симметрия. Законы и правила
орнаментальной композиции. Объекты труда: традиционные лоскутные орнаменты.
Изготовление изделия в технике « Техника «треугольник». Требования к качеству готовых
изделий. треугольник». Раскрой лоскутных деталей. Выполнение узора «квадрат в квадрате».
Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая
Раскрой полосок. Технология пошива. Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка,
коврик, панно или др. Рисунок «диагональная полоска», «паркет», «ананас».
Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка.

6

Количество
часов
3

6

9

9

9

6. Изготовление традиционного
узора «колодец». Изготовление
изделия в технике колодец
7. Узоры, собираемые по спирали.
Свободная техника. Изготовление
изделия со спиральным узором
8. Изготовление изделия в технике
«Уголки»

Раскрой полосок. Технология пошива.
Выполнение узора. Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажнотепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

9

Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива.
Пошив узора в свободной технике. Соединение лоскутного изделия с прокладкой и
подкладкой. Влажно-тепловая обработка.

9

Подбор и раскрой лоскутков. Способы складывания уголков в зависимости от толщины
ткани.Пришивание уголков. Оформление изделия..

9

9. Техника «ромбы» Изготовление
изделия в технике «Ромбы»

Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива.
Изготовление изделия с узором «звезда», или «кубик». Влажно – тепловая обработка.
Требования к качеству готовых изделий.
Использование аппликации в лоскутной технике. Технология выполнения аппликации.
Подбор лоскутов. Выполнение аппликации. Влажно – тепловая обработка

9

Ручная стёжка. Технология выполнения. Машинная стёжка..
Выполнение ручной и машинной стёжек на одном из сшитых изделий. Объекты труда: панно,
лоскутная картина или др. Приёмы получения разных фактур. Получение фактуры при помощи
стёжки, создание рельефа, использование накладных элементов
Изготовление творческого изделия

9

10.Аппликация. Способы
выполнения. Выполнение
аппликации
11 .Выполнение стёжки. Ручная
стёжка. Машинная стёжка.
12. Итоговое занятие
Итого

9

12
102

1.5. Планируемые результаты освоения программы
1. Личностные и метапредметные результаты.
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
7

- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в
социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Обучающиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
8

- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной
литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
9

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать
познавательные интересы;
- расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим,
принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать систему универсальных учебных действий;
- сформировать навыки работы с информацией.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
 мастерская по пошиву;
 проектор, компьютер, принтер;
 швейные машинки Djanome
 дидактические материалы, наглядные пособия.
Материалы:
10

 различные виды инструментов и материалов;
 бумага, картон;
 клей;
Инструменты, приспособления:
 карандаши, фломастеры, линейки, кисти ножницы, иглы швейные, булавки швейные.
Система оценки достижений
Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность, цветовое решение, оптимальность сочетания
материалов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, качество работы), техническая реализация (сложность организации работы,
соответствие работы заданной теме, название работы). Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности
активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть
и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Работы учащихся могут быть использованы для украшения помещений.
Форма аттестации не предусматривается.
После освоения программы документ об образовании не выдается.

11

Список литературы

Воронина М., Все о Лоскутное шитье. Техники и изделия - М: «Ниола- Пресс», М: 2007.
Зайцева А.А. Лоскутное шитье–М.:Дрофа-Плюс, 2008.
Зайцева А.А. Энциклопедия Лоскутное шитье- М.:Эксмо,2010.
Кристанини Дж. Пер. с итал.- М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2009.
Мамутова Х.И. Лоскутное шитье из салфеток - М.: Эксмо, 2010
Черутти П.Н. Лоскутное шитье: декоративная отделка предметов интерьера, посуды, аксессуаров- М.: Издательство
«Ниола-Пресс»2009.
7.
Юсель С. Лоскутное шитье: Самая полная энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.
8.
История Лоскутное шитьеа. http://prodecoupage.com/ http://ru.wikipedia.org/wiki/
9.
Википедия. Свободная энциклопедия «Коллаж и Лоскутное шитье — новые возможности искусства» с
http://ru.wikipedia.org
1.
2.
3.
4.
5.
6.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».