Приложение к ООП ООО 9-В Внеурочная деятельность СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ обществознания

Приложение № 9-В к
Основной образовательной
программе основного общего
образования МАОУ СОШ №215
утв. приказом №01.01-02/266 от 30.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»
9 класс

1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные:
- формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально;
- осознание своей идентичности как гражданина демократического государства;
- познавательная, творческая, общественная активность;
- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
- личная и взаимная ответственность;
- готовность действия в нестандартных ситуациях.
Метапредметные:
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач
-Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Предметные:
Обучающийся научится объяснять
- биосоциальную сущность человека
- основные этапы и факторы социализации личности
- место и роль человека в системе общественных отношений
- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
- основные социальные институты и процессы
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
- особенности социально-гуманитарного познания
Обучающийся получит возможность
- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни
общества как целостной системы
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между
существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
2

- объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая
взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы,
социальных качеств человека)
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,
аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по
заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения,
аргументы и выводы
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и
признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной
информации факты и мнения, аргументы и выводы
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической
рациональности
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
- подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным
проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для:
- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации,
получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской
Федерации
- решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий
- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального
образования
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

3

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Тема 1. Человек и общество (6 часов)
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра,
учение). Человек и его ближайшее окружение.Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Тема 2. Сфера духовной культуры (5 часов)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука в жизни современного обществ. Образование и его значимость в условиях информационного
общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Религия, религиозные организации и
объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.Решение ситуативных
задач.
Тема 3. Экономика (8 часов)
Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и
собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм.
Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов
и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства.
Тема 4. Социальная сфера (5 часов)
Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями Многообразие социальных ролей в подростковом
возрасте. Социальные ценности и норм. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная
значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения.
Тема 5. Сфера политики и социального управления (4 часа)
Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим.
Демократия. Местное самоуправление.
Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественно жизни. Гражданское
общество и правовое государство.
Тема 6. Право (6 часов)
Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды
правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской
Федерации. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная
система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина
в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
4

Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право
на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания.
Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних.Решение заданий различных типов
Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной
Виды деятельности: анализ документа, критическое осмысление текста, дискуссия, тестирование

5

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ».
Наименование раздела

Наименование темы

Введение в курс
Человек и общество

Основные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ГИА
Человек. Личность. Индивидуальность.
Деятельность человека, ее основные виды
Понятие «общество», Взаимосвязь общества и природы
Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное)
Глобальные проблемы человечества
Решение ситуативных задач по теме «Человек и общество»
Формы и разновидности культуры. Культура народная, элитарная, массовая
Наука и образование. Особенности современной науки
Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества.
Решение ситуативных задач по теме «Сфера духовной культуры»
Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд, капитал,
предпринимательство.
Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная.
Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация собственности.
Рыночные отношения. Спрос и предложение
Роль государства в экономике. Государственный бюджет.
Налоги, их виды и функции
Ценные бумаги. Деньги, их функции Инфляция.
Решение ситуативных задач по теме «Экономика»
Социальная система. Социальные статусы и роли
Социальная дифференциация Социальные группы (касты, сословия, классы).
Социальный конфликт и пути его разрешения.
Социальное государство. Социальная политика государства.
Решение ситуативных задач по теме «Социальная сфера общества»
Решение задач по теме «Признаки, функции и формы государства. Формы государства.
Политическая идеология»

Сфера духовной культуры

Экономика

Социальная сфера

Сфера политики и
социального управления

6

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Право

Решение задач по теме «Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового
государства».
Решение задач по теме «Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ.»
Человек в политической жизни.
Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и
уголовного права в Российской Федерации.
Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная
защита прав человека в условиях мирного и военного времени
Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность.
Решение заданий различных типов

Итого

7

1
1
1
1
1
1
1
2
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».