Приложение к ООП ООО 10-В Внеурочная деятельность Сложные вопросы русского языка

Приложение № 10-В к
Основной образовательной
программе основного общего
образования МАОУ СОШ №215
утв. приказом №01.01-02/266 от 30.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ РУССКОГО ЯЗЫКА»
9 класс

1.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Главным результатом освоения курса является готовность учащихся к написанию проверочных работ. В процессе изучения курса будут
достигнуты личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты:
- развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре;
- понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные результаты представлены универсальными учебными действиями (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном
материале;
- планировать пути достижения целей;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце
действия, так и по ходу его реализации;
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- построению жизненных планов во временной перспективе;
- при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
2

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Ученик получит возможность научиться:
- основам рефлексивного чтения;
- ставить проблему, аргументировать её актуальность;
- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента
Предметные результаты:
Ученик научится:
- владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);
- совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
- работать над расширением словарного запаса;
- применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные
виды языковых норм.
Ученик получит возможность научиться:
иметь представление:
- о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;
- о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
определять:
- основные понятия культуры речи, основные качества речи;
- изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и фразеологии, грамматические средства выразительности
речи;
- основные нормы литературного языка.
3

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Вводное занятие (1 ч). Структура проверочных работ по русскому языку. Критерии оценки заданий.
Орфоэпия. Фонетика (5ч.). Ударение. Орфоэпические особенности некоторых слов. Фонетика (звуки и буквы). Фонетический разбор.
Работа в группе, парах.
Морфология (5 ч.). Части речи. Морфологические особенности разных частей речи. Постоянные и непостоянные признаки. Морфологический
разбор имени существительного. Морфологический разбор имени прилагательного.
Грамматика (4 ч.). Грамматические формы имени существительного. Грамматические формы имени прилагательного.Объяснительный
диктант;
Лексикология. Фразеология. (4ч.). Толкование лексического значения слова. Синонимы и антонимы. Фразеологизмы. Употребление фразеологизма
(пословицы, афоризмы) в конкретной жизненной ситуации.Самоконтроль учащихся.
Состав слова. Словообразование.(3 ч.). Разбор слова по составу. Морфемный разбор.Лингвистические почемучки
Синтаксис (7 ч.)
Понятие о грамматической основе. Второстепенные члены предложения. Однородные члены. Знаки при однородных членах предложения. Знаки
препинания в сложном предложении. Синтаксический разбор предложения. Предложение с прямой речью. Составление схем предложений с прямой
речью. Обращение. Знаки препинания при обращении.Работа в группах. Индивидуальные домашние задания с последующим обсуждением в классе.
Стилистика и текстоведение (6ч.)
Работа с текстом: определение основной мысли. Составление плана к тексту. Деление текста на микротемы. Составление вопроса по тексту.
Типы речи.Проведение итоговой работы по теме.
Наиболее эффективными формами обучения являются:творческоезадание,работа в малых группах,ролеваяигра,активные разминки,
ПОПС-формула (Позиция ученика – Обоснование – Пример – Следствие).При использовании метода творческих заданий на уроках русского
языка у школьников повышается познавательная активность и вырабатывается потребность учиться.
Организация работы в малых группах позволяет обучающимся иметь возможность сообща решать определенный круг вопросов, чувствуя
поддержку каждого члена группы, мотивируя школьника к саморазвитию в ученическом коллективе.
В процессе ролевый игры у детей вырабатывается чувство командного духа, умение сосредоточиваться, самостоятельно мыслить, развивается
внимание, стремление к познанию.
Активные «пятиминутки» способствуют мотивации обучающихся к изучению школьных предметов, укрепляют метапредметные связи (русский
и английский язык), развивает языковую интуицию школьника, его наблюдательность, умение сравнивать и обобщать, позволяют комплексно и
систематически осуществлять работу по формированию лингвистических умений.
ПОПС-формула способствует развитию не только аналитических способностей у обучающихся, но и умения рассуждать, самостоятельно
находить подтверждения своим предположениям, аргументировать собственную точку зрения.
4

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Наименование раздела
Вводное занятие
Орфоэпия. Фонетика

Морфология

Грамматика
Лексикология. Фразеология

Состав слова.
Словообразование
Синтаксис

Наименование темы
Структура ВПР по русскому языку. Критерии оценки заданий.
Ударение.
Орфоэпические особенности. Словарная работа.
Звуки и буквы.
Фонетический разбор.
Итоговая работа по теме «Орфоэпия. Фонетика».
Части речи.
Морфологические особенности разных частей речи. Постоянные и непостоянные признаки.
Морфологический разбор имени существительного.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Итоговая работа по теме «Морфология».
Грамматические формы имени существительного.
Грамматические формы имени прилагательного.
Самостоятельная работа по теме «Грамматика».
Толкование лексического значения слова.
Синонимы и антонимы.
Фразеологизмы.
Самоконтроль учащихся по теме «Лексикология. Фразеология».
Разбор слова по составу.
Морфемный разбор.
Проверочная работа (тест) по теме «Состав слова. Словообразование».
Понятие о грамматической основе. Второстепенные члены предложения.
Однородные члены. Знаки при однородных членах предложения.
Знаки препинания в сложном предложении.
Синтаксический разбор предложения.
Предложение с прямой речью. Составление схем предложений с прямой речью.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
5

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Стилистика и текстоведение

Итоговая работа по теме «Синтаксис».
Работа с текстом: определение основной мысли.
Как составить план.
Нахождение в тексте глаголов.
Составление вопроса по тексту.
Тип речи.
Итоговая работа по теме «Стилистика и текстоведение».

ИТОГО

6

1
1
1
1
1
1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».