Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 215 «Созвездие»
(МАОУ СОШ № 215 «Созвездие»)
ул. Чемпионов, д.11, г. Екатеринбург, 620103
ОГРН 1196658083676 ИНН/КПП 6679130071/667901001
ПРИНЯТО:
Протокол заседания
Педагогического совета
МАОУ СОШ № 215 №1 от 30.08.2023
УТВЕРЖДЕНО:
Директор МАОУ СОШ №215
______________И.В. Гумбатова
Приказ №01.01-02/266 от 30.08.2023
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ID 2830031)
Учебного предмета
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
(для 1-4 классов образовательных организаций)
Екатеринбург 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам
освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего
образования.
Содержание программы распределено по модулям с учётом проверяемых требований к результатам освоения учебного предмета, выносимым на
промежуточную аттестацию.
Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании художественной культуры учащихся, развитии художественнообразного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений,
навыков и развития творческого потенциала учащихся.
Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к
действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей.
Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): начальные основы
графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию
эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию
предметно-бытовой культуры. Для учащихся начальной школы большое значение также имеет восприятие произведений детского творчества, умение
обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания, художественных средств выразительности, соответствия учебной
задачи, поставленной учителем. Такая рефлексия детского творчества имеет позитивный обучающий характер.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с
задачами практической творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения
окружающей действительности).
На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных
материалов. Практическая художественно-творческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на
восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется прежде всего в собственной художественной
деятельности, в процессе практического решения художественно-творческих задач.
Рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7—8 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с
учётом индивидуальных качеств обучающихся, как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате с задачей формирования навыков
сотрудничества в художественной деятельности.
2
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Изобразительное
искусство» входит в предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание предмета «Изобразительное искусство»
структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1-4 классов программы начального общего образования в объёме 1 ч одного
учебного часа в неделю. Изучение содержания всех модулей в 1-4 классах обязательно.
При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на его изучение двух учебных часов в неделю за счёт вариативной
части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса. При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а
увеличение времени на практическую художественную деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как
предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
Общее число часов, отведённых на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство», — 135 ч (один час в неделю в каждом классе).
1 класс — 33 ч, 2 класс — 34 ч, 3 класс — 34 ч, 4 класс — 34 ч.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на
каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественноэмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребёнка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре
программы.
Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в
повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания
изобразительного языка, — рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.
Тема 2 класса — «Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается на способах выражения в искусстве чувств человека,
на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности и фантазии в творчестве художника.
Тема 3 класса – «Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей вас действительности.
Учащийся узнает, какую роль играет искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе, в селе, в театре, в цирке, на празднике
- везде, где живут, трудятся и создают окружающий мир.
Тема 4 класса «Каждый народ - художник». Дети узнают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие
разные представления о женской и мужской красоте, как отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть,
как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит их сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота
помогает глубже понять свою родную культуру и её традиции.
3
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и
переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и
создавать заданный образ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального образования находится личностное развитие обучающихся,
приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:
уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;
ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества;
духовно-нравственное развитие обучающихся;
мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально-значимой деятельности;
позитивный опыт участия в творческой деятельности;
интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к
культурным традициям и творчеству своего и других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её
архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в
процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение
обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и
красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой
деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере,
концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и
воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие
творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений
о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников в
отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурном у наследию.
4
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в
процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки
исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства.
Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и
удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива,
понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную
работу — обязательные требования к определённым заданиям по программе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Пространственные представления и сенсорные способности:
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;
сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям;
находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов;
сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой;
обобщать форму составной конструкции;
выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях;
абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции;
соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах;
выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении.
Базовые логические и исследовательские действия:
проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов;
проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий;
проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений
изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества;
использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды;
анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека;
формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения;
5
использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;
классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
Работа с информацией:
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные
альбомы и детские книги;
анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и
схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных
презентациях;
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи
(галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем;
соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников
общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности;
демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;
анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной
учителем;
признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей;
взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению,
договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;
соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;
6
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к
используемым материалам;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержания в соответствии с Приложением №8 к
Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства просвещения
Российской Федерации.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на
каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественноэмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребёнка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре
программы.
Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в
повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания
изобразительного языка, — рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.
Тема 2 класса — «Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается на способах выражения в искусстве чувств человека,
на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности и фантазии в творчестве художника.
Тема 3 класса – «Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей вас действительности.
Учащийся узнает, какую роль играет искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе, в селе, в театре, в цирке, на празднике
- везде, где живут, трудятся и создают окружающий мир.
Тема 4 класса «Каждый народ - художник». Дети узнают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие
разные представления о женской и мужской красоте, как отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть,
как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит их сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота
помогает глубже понять свою родную культуру и её традиции.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и
переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и
создавать заданный образ.
7
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ Наименование разделов
п/п
Количеств
о часов
всего
контроль
ные
работы
практич
еские
работы
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
1.
Ты учишься
изображать. Знакомство
с Мастером
Изображения
8
2
Ты украшаешь.
Знакомство с Мастером
Украшения
8
8
https://urok.1c.ru/
https://www.yaklass.ru/portal_configuration/educont_integration_setti
ngs/teacher
https://uchi.ru/main
https://obr.nd.ru/
https://id.prosv.ru/signin
3
Ты строишь.
Знакомство с Мастером
Постройки
9
9
https://urok.1c.ru/
https://www.yaklass.ru/portal_configuration/educont_integration_setti
ngs/teacher
https://uchi.ru/main
https://obr.nd.ru/
https://id.prosv.ru/signin
8
https://urok.1c.ru/
https://www.yaklass.ru/portal_configuration/educont_integration_setti
ngs/teacher
https://uchi.ru/main
https://obr.nd.ru/
https://id.prosv.ru/signin
8
4
Изображение,
украшение, постройка
всегда помогают друг
другу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
8
8
33
33
https://urok.1c.ru/
https://www.yaklass.ru/portal_configuration/educont_integration_setti
ngs/teacher
https://uchi.ru/main
https://obr.nd.ru/
https://id.prosv.ru/signin
2 КЛАСС
№ Наименование разделов и Количест
п/ тем программы
во часов
п
всего
контрольные
работы
практи
ческие
работы
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
1
КАК И ЧЕМ РАБОТАЕТ
ХУДОЖНИК?
8
8
https://urok.1c.ru/
https://www.yaklass.ru/portal_configuration/educont_integration_s
ettings/teacher
https://uchi.ru/main
https://obr.nd.ru/
https://id.prosv.ru/signin
2
КАК И ЧЕМ РАБОТАЕТ
ХУДОЖНИК?
8
8
https://urok.1c.ru/
https://www.yaklass.ru/portal_configuration/educont_integration_s
ettings/teacher
https://uchi.ru/main
9
https://obr.nd.ru/
https://id.prosv.ru/signin
3
10
10
https://urok.1c.ru/
https://www.yaklass.ru/portal_configuration/educont_integration_s
ettings/teacher
https://uchi.ru/main
https://obr.nd.ru/
https://id.prosv.ru/signin
8
8
https://urok.1c.ru/
https://www.yaklass.ru/portal_configuration/educont_integration_s
ettings/teacher
https://uchi.ru/main
https://obr.nd.ru/
https://id.prosv.ru/signin
О ЧЕМ ГОВОРИТ
ИСКУССТВО
4
КАК ГОВОРИТ
ИСКУССТВО
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
34
3 КЛАСС
№ Наименование разделов и Количество часов
п/п тем программы
всего
контрольные практические
работы
работы
1
ИСКУССТВО В ТВОЕМ
ДОМЕ
8
8
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
https://urok.1c.ru/
https://www.yaklass.ru/portal_configuration/educont_integration_s
ettings/teacher
https://uchi.ru/main
https://obr.nd.ru/
10
https://id.prosv.ru/signin
2
ИСКУССТВО НА
УЛИЦАХ ТВОЕГО ДОМА
8
8
https://urok.1c.ru/
https://www.yaklass.ru/portal_configuration/educont_integration_s
ettings/teacher
https://uchi.ru/main
https://obr.nd.ru/
https://id.prosv.ru/signin
3
ХУДОЖНИК И ЗРЕЛИЩЕ
10
10
https://urok.1c.ru/
https://www.yaklass.ru/portal_configuration/educont_integration_s
ettings/teacher
https://uchi.ru/main
https://obr.nd.ru/
https://id.prosv.ru/signin
4
ХУОЖНИК И МУЗЕЙ
8
8
https://urok.1c.ru/
https://www.yaklass.ru/portal_configuration/educont_integration_s
ettings/teacher
https://uchi.ru/main
https://obr.nd.ru/
https://id.prosv.ru/signin
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
34
11
4 КЛАСС
№
п/
п
Наименование разделов и Количество часов
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
тем программы
всего
контрольные практические
работы
работы
1.
Истоки родного
искусства
8
8
https://urok.1c.ru/
https://www.yaklass.ru/portal_configuration/educont_integration_se
ttings/teacher
https://uchi.ru/main
https://obr.nd.ru/
https://id.prosv.ru/signin
2.
Древние города
нашей земли
8
8
https://urok.1c.ru/
https://www.yaklass.ru/portal_configuration/educont_integration_se
ttings/teacher
https://uchi.ru/main
https://obr.nd.ru/
https://id.prosv.ru/signin
3.
Каждый народ –
художник. Искусство
объединяет народы
18
18
https://urok.1c.ru/
https://www.yaklass.ru/portal_configuration/educont_integration_se
ttings/teacher
https://uchi.ru/main
https://obr.nd.ru/
https://id.prosv.ru/signin
34
34
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
12
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
№ урока в
разделе
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
1.Ты учишься изображать. Знакомство с Мастером Изображения
8
Все дети любят рисовать
Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть
Изображать можно пятном
Изображать можно в объеме
Изображать можно линией
Разноцветные краски
Изображать можно и то, что невидимо
Художник и зрители
1
1
1
1
1
1
1
1
2. Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения
8
9.
1.
Мир полон украшений. Красоту нужно уметь замечать. Цветы
1
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Узоры на крыльях
Красивые рыбы
Украшение птиц
Украшение птиц. Аппликация
Узоры, которые создали люди
Как украшает себя человек
Мастер Украшения помогает сделать праздник
1
1
1
1
1
1
1
13
3.Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки
9
17.
1.
Домики, которые построила природа
1
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Дома бывают разными. Сказочный дом
Дома бывают разными. Дом-буква
Дома бывают разными. Дом снаружи и внутри
Строим город
Город, в котором мы живем
Город, в котором мы живем. Город будущего
Постройки в нашей жизни. Все имеет свое строение
Постройки в нашей жизни. Строим вещи
1
1
1
1
1
1
1
1
4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
8
26.
1.
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Праздник птиц
1
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Разноцветные жуки
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Сказочная страна
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Времена года. Осень
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Времена года. Зима
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Времена года. Весна
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Времена года. Лето
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Здравствуй, лето!
1
1
1
1
1
1
1
2 класс
№ п/п
№ урока в
разделе
Наименование разделов и тем программы
1. КАК И ЧЕМ РАБОТАЕТ ХУДОЖНИК?
14
Количество часов
8
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Три основных цвета-желтый, красный, синий
Белая и черная краски
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности
Выразительные возможности аппликации
Выразительные возможности графических материалов
Выразительность материалов для работы в объеме
Выразительные возможности бумаги
Неожиданные материалы (обобщение темы)
8
2. РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ
9.
1.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Изображение и реальность
Изображение и фантазия
Украшение и реальность
Украшение и фантазия
Постройка и реальность
Постройка и фантазия
Конструируем природные формы
Конструируем сказочный город
1
1
1
1
1
1
1
3. О ЧЕМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО
10
17.
1.
Природа и художник
1
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Изображение природы в различных состояниях
Изображение характера животных
Изображение характера человека: женский образ
Изображение характера человека: мужской образ
Образ человека в скульптуре
Человек и его украшение
О чем говорят украшения
Образ здания
1
1
1
1
1
1
1
1
15
26.
10.
27.
1.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
В изображении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к
миру (обобщение темы)
1
4. КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО
8
Теплые цвета. Что выражают теплые цвета
Холодные цвета. Что выражают холодные цвета
Тихие и звонкие цвета
Что такое ритм линий?
Характер линий
Ритм пятен
Пропорции выражают характер
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности (обобщение темы)
1
1
1
1
1
1
1
1
3КЛАСС
№ п/п
№ урока в
разделе
Наименование разделов и тем программы
8
1. ИСКУССТВО В ТВОЕМ ДОМЕ
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
Количество часов
Твои игрушки.
Посуда у тебя дома.
Обои и шторы у тебя дома.
Мамин платок.
Твои книжки.
1
1
1
1
1
16
6.
7.
8.
6.
7.
8.
Твои книжки. Иллюстрация.
Открытки.
Труд художника для твоего дома (обобение темы).
2. ИСКУССТВО НА УЛИЦАХ ТВОЕГО ДОМА
9.
1.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Памятники архитектуры.
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Волшебные фонари.
Витрины.
Удивительный транспорт.
Труд художника на улицах твоего города. Коллективное панно.
Труд художника на улицах твоего города (обобщение темы).
3. ХУДОЖНИК И ЗРЕЛИЩЕ
17.
1.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
27.
28.
1.
2.
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
10
Художник в цирке.
Художник в театре.
Художник в театре. Макет.
Театр кукол.
Мы - художники кукольного театра.
Маски.
Маски. Макет.
Афиша и плакат.
Праздник в городе.
Школьный карнавал (обобщение темы).
1
4. ХУОЖНИК И МУЗЕЙ
8
Музей в жизни города.
Картина - особый мир. Картина - пейзаж.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
29.
30.
31.
32.
33.
34.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Картина - особый мир. Картина - портрет.
Картина - особый мир. Картина - натюрморт.
Картины исторические и бытовые.
Скульптура в музее и на улице.
Музеи искусства.
Художественная выставка (обобщение темы).
1
1
1
1
1
1
4 КЛАСС
№ п/п
№ урока в
разделе
Наименование разделов и тем программы
8
1. Истоки родного искусства
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Количество часов
Пейзаж родной земли
Деревня - деревянный мир. Образ традиционной русской избы
Деревня - деревянный мир. Образ традиционного русского храма
Деревня - деревянный мир
Традиционная женская одежда как выражение красоты человека
Традиционная мужская одежда как выражение красоты человека
Народные промыслы и предметы быта
Народные праздники
1
1
1
1
1
1
1
1
8
2. Древние города нашей земли
9.
1.
Образ древнего русского города. Город - крепость
1
10.
11.
12.
13.
2.
3.
4.
5.
Древний собор – архитектурный и смысловой центр города
Организация внутреннего пространства города. Основные структурные части города
Древнерусские воины-защитники
Города русской земли. Великий Новгород, Псков, Владимир, Суздаль и Москва
1
1
1
1
18
14.
15.
16.
6.
7.
8.
Узорочье теремов
Узорочье теремов. Изразцы
Праздничный пир в теремных палатах
1
1
1
3. Каждый народ – художник. Искусство объединяет народы
18
17.
1.
Художественный образ культуры Японии. Пейзаж
1
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Художественный образ культуры Японии. Искусство каллиграфия
Художественный образ культуры Японии. Архитектура
Художественный образ культуры Японии. Традиционная одежда
Культура народов Севера. Жилище
Культура народов Севера. Традиционная одежда
Культура горных народов. Каменные постройки
Культура горных народов. Традиционная одежда
Культура народов степей. Юрта как произведение архитектуры
Культура народов степей. Традиционные орнаменты
Города в пустыне. Портально-купольные постройки
Города в пустыне. Восточный базар
Художественный образ культуры Древней Греции. Храм
Художественный образ культуры Древней Греции. Олимпийские игры
Художественный образ культуры Древней Греции. Вазопись
Европейские города Средневековья. Готическая архитектура
Европейские города Средневековья. Одежда горожан
Многообразие художественных культур в мире
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1 КЛАСС
Изобразительное искусство. 1 класс/Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
19
2 КЛАСС
Изобразительное искусство. 2 класс/Коротеева Е.И.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» ;
3 КЛАСС
Изобразительное искусство. 3 класс/Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и другие; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение» ;:
4 КЛАСС
Изобразительное искусство. 4 класс/Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» ;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1 КЛАСС
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Горяева Н. А. и др. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М.
Неменского. 1–4 классы
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. и др. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1–4 классы. Под ред. Б. М.
Неменского
Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс. Под ред. Б. М. Неменского
Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 1 класс. Под ред. Б. М. Неменского
2 КЛАСС
Коротеева Е. И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс Под ред. Б. М. Неменского
Горяева Н. А., Неменская Л. А., Питерских А. С. и др. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс. Под ред. Б. М.
Неменского
20
3 КЛАСС
Горяева Н. А., Неменская Л. А., Питерских А. С. и др. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. Под ред. Б. М. Неменского
Горяева Н. А., Неменская Л. А., Питерских А. С. и др. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс. Под ред. Б. М.
Неменского
4 КЛАСС
Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс. Под ред. Б. М. Неменского
Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс. Под ред. Б. М. Неменского
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1 КЛАСС
Интернет урок http://interneturok.ru/
https://prosv.ru/
https://urok.1c.ru/
https://www.yaklass.ru/portal_configuration/educont_integration_settings/teacher
https://uchi.ru/main
https://obr.nd.ru/
https://id.prosv.ru/signin
2 КЛАСС
Интернет урок http://interneturok.ru/
https://prosv.ru/
https://urok.1c.ru/
https://www.yaklass.ru/portal_configuration/educont_integration_settings/teacher
https://uchi.ru/main
21
https://obr.nd.ru/
https://id.prosv.ru/signin
3 КЛАСС
Интернет урок http://interneturok.ru/
https://prosv.ru/
https://urok.1c.ru/
https://www.yaklass.ru/portal_configuration/educont_integration_settings/teacher
https://uchi.ru/main
https://obr.nd.ru/
https://id.prosv.ru/signin
4 КЛАСС
Интернет урок http://interneturok.ru/
https://prosv.ru/
https://urok.1c.ru/
https://www.yaklass.ru/portal_configuration/educont_integration_settings/teacher
https://uchi.ru/main
https://obr.nd.ru/
https://id.prosv.ru/signin
22